Четыре приоритета для развития авиации в Африке

Основное внимание редакции «Авиатранспортного обозрения» (ATO.ru) сфокусировано на происходящем в гражданской авиации России и ближнего зарубежья.

Вместе с тем мы не ограничиваем свою работу только этим пространством и будем продолжать рассказывать читателям о самом интересном, что происходит в дальнем зарубежье и, казалось бы, мало связано, к примеру, с воздушным транспортом СНГ.

На прошлой неделе, 10–12 ноября, в Республике Маврикий (островное государство в Восточной Африке) состоялась очередная генассамблея Африканской ассоциации авиакомпаний, на которой выступил Александр де Жюньяк, глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

Учитывая, что в конце октября в Сочи прошел представительный экономический форум Россия—Африка, а африканский континент находится в сфере интересов российской промышленности (в том числе авиационной) и в его аэропорты летают авиакомпании СНГ, ATO.ru решило опубликовать взгляд IATA на происходящее в гражданской авиации этого континента.

Рост значимости

IATA чувствует большой потенциал воздушного транспорта в Африке и призывает правительства и авиавласти государств обратить внимание на четыре ключевых приоритета, которые помогут гражданской авиации стимулировать экономическое и социальное развитие на континенте для обеспечения целей ООН в области устойчивого развития.

"По всему африканскому континенту перспективы и потенциал авиации богаты. Уже сейчас она поддерживает экономическую деятельность на 55,8 млрд долл. и обеспечивает 6,2 млн рабочих мест. При правильной налоговой и нормативной базе возможности, создаваемые авиацией для улучшения жизни людей, огромны «, — рассказал глава IATA Александр де Жюньяк, выступая на 51-й ежегодной Генеральной ассамблее Африканской ассоциации авиакомпаний (AFRAA) в Маврикии.

По мнению ассоциации, учитывая, что спрос на авиаперевозки в ближайшие два десятилетия увеличится более чем в два раза, ключевая роль, которую авиация играет в экономическом и социальном развитии Африки, будет возрастать в равной пропорции. Для того чтобы добиться этого, странам континента необходимо сконцентрироваться на четырех приоритетах.

Читайте также  В Пулково с 2020 года начнет действовать режим седьмой свободы воздуха

На первом месте — вопросы безопасности

IATA выделила три приоритета для повышения безопасности полетов в Африке. В первую очередь речь идет о необходимости получения статуса оператора IOSA — первого всемирного стандарта безопасности полетов (IATA Operational Safety Audit) — как можно большим числом африканских государств. В случае если речь идет об операторах, которые по определенным причинам не могут получить статус IOSA, необходимо, чтобы авиакомпания рассмотрела вопрос о сертификации по стандарту оценки безопасности полетов IATA (ISSA — IATA Standard Safety Assessment).

Программа ISSA, распространяемая на операторов, эксплуатирующих самолеты с максимальной взлетной массой не более 5,7 т, была запущена в апреле 2015 г. Также она доступна для тех перевозчиков, чья бизнес-модель не позволяет пройти аудит IOSA. Решение о его прохождении является добровольным. Тем не менее в IATA подчеркивают, что условием вступления в ассоциацию по-прежнему остается только наличие сертификата IOSA.

Странам, расположенным на африканском континенте, рекомендовано внедрять в свою работу стандарты Международной организации гражданской авиации (ICAO) — на данный момент членами ICAO являются только 26 из 54 независимых государств Африки.

"По итогам 2016, 2017 и 2018 года на континенте не произошло ни одной авиакатастрофы. Это в значительной степени обусловлено скоординированными усилиями всех заинтересованных сторон, которые акцентируют внимание на глобальных стандартах на основании Абуджийской декларации", — отметил Александр де Жюньяк.

Ценовая политика или конкурентоспособность

В IATA отмечают, что перевозчики в Африке теряют порядка 1,5 долл. за каждого перевезенного пассажира. Для решения проблем экономической целесообразности полетов ассоциация призвала правительства африканских государств следовать политике ICAO в отношении налогов и сборов в авиационной отрасли и раскрывать информацию о них для соотнесения со стандартами, принятыми мировой практикой, а также отменить налоговые сборы или перекрестное субсидирование в отношении зарубежного авиатоплива.

Читайте также  "ИжАвиа" разбавила парк Як-42 иномаркой от Smartavia

IATA также призвала правительства соблюдать договорные обязательства и обеспечивать эффективную репатриацию прибыли авиакомпаний по справедливым обменным курсам. Стоит отметить, что в настоящее время средства заблокированы в 19 африканских странах.

Открытие континента для путешествий и торговли

Либерализация внутриафриканского доступа к рынку должна стать основным приоритетом для дальнейшего развития авиационной отрасли на континенте, отметили в IATA. Для осуществления преобразований необходимо принять три ключевых соглашения.

Сперва нужно стимулировать внутриафриканскую торговлю путем устранения нетарифных барьеров и пошлин на импорт (соглашение об Африканской континентальной зоне свободной торговли; АФКСТ).

Благодаря протоколу о "Свободном передвижении в Африканском союзе" смягчить визовые ограничения, налагаемые на туристов. И наконец, открыть внутриафриканское воздушное сообщение, способствуя формированию единого рынка воздушной торговли на континенте.

Гендерный вопрос

IATA также призвала отрасль сделать больше для улучшения своего гендерного разнообразия, а авиакомпании региона — поддержать недавно начатую кампанию 25by2025.

Кампания 25by2025 представляет собой добровольную программу для авиаперевозчиков, направленную на увеличение числа женщин, представленных на позициях руководящего менеджмента авиакомпаний, до по меньшей мере 25% или же улучшение гендерного присутствия на 25% к 2025 г.

«Не секрет, что женщины недостаточно представлены в некоторых технических профессиях, а также в высшем руководстве авиакомпаний. Африка может гордиться своим лидерством в данной области, однако останавливаться на достигнутом еще рано", — отметил глава IATA.